МБОУ Коробовский лицей

Педагогическая мастерская начальные классы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         

Воспитать Творца

                                                    

                                                       Предназначая только одного на  

                                                       миллион стать Ньтоном или Рафаэлем,

                                                       природа вложила в миллионы людей,

                                                       которые не являются гениями и не      

                                                       могут стать ими, большие...          

                                                       творческие

                                                       задатки. Их развитие, несомненно,

                                                       является целью нашего

                                                       существования.

                                                                          Песталоцци

«Динамика преобразования мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика обрушивается целая лавина многообразной, противоречивой информации. Исследовательский навык поможет выпускнику в воспитании не знатока-исполнителя, а Творца», - этими словами открыла работу педагогической мастерской для учителей начальных классов Шатурского муниципального района заместитель директора по научно-методической работе МОУ Коробовской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Н.Н. Иванова, который состоялся 19 ноября. Около 28учителей из школ города и района приняли участие в работе  по теме: «Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как модель педагогической технологии».

    Проектно-исследовательской деятельностью с учащимися среднего и старшего звена в школе занимаются десять лет, а вот с младшими школьниками — четвертый год. В этой области уже есть определенные наработки, которыми поделились учителя начальных классов. Следует отметить, что согласно приказу Управления образования Коробовская школа, начиная с этого учебного года, является опорной площадкой по  теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников».

   

Что же такое исследовательская деятельность?

 

Об этом и организации процесса, отличии и сходстве исследовательской работы с младшими школьниками от таковой со старшеклассниками продолжила разговор с коллегами зам директора по НМР Н. Иванова. Используя возможности интерактивной доски, представила алгоритм действий учителя и ученика, подтвердила примерами из работ школьников, словом, в доступной форме донесла основную мысль доклада: детям интересно открывать мир. И это доказали исследовательские работы учеников, которые были представлены: «Ядовитые растения Шатурского края», «Деревья нашего края», «Лекарственные растения Шатурского края», «Лунария» (серебряные монеты)...

 

Из опыта работы

 

Далее учителя начальных классов школы поделились опытом работы.  Л.А Белозерцева рассказала о «Психологических аспектах в исследовательской работе младших школьников». Она подчеркнула, что детскому любопытству в этот период нет предела. Переключаемость внимания в этом возрасте значительно выше, чем у взрослого человека. Надо пользоваться этим моментом и направлять энергию ученика в данное русло. Получая от учителя летнее задание, ребята с большим удовольствием собирают цветы, определяют их названия, оформляют в гербарии и ждут, когда наступит первое сентября, чтобы прийти в школу и с гордостью открыть папку своего труда, показать учителю и одноклассникам, доказывая этим, что время не потрачено даром. В качестве доказательства была представлена отчетная презентация Ани Антиповой, Игоря Таслунова, Алены Плегановой «Разнообразие растительного мира».

  Учитель третьего класса. М.И Шкуратова поделилась опытом работы исследовательской деятельности школьников на уроке:

С первого класса  приступаю к развитию исследовательских умений, - сказала она. - Особенно  много таких моментов во время уроков-экскурсий, ведь наблюдение — самый популярный и доступный метод исследования. Ребята учатся сравнивать, выдвигать гипотезы, проводят под руководством учителя эксперименты. Применяю простейшие исследовательские задания и на уроках математики, и на уроках труда и окружающего мира. Таким образом, если мы ставим ученика в положение первооткрывателя, то полученные знания становятся его достоянием, - уверена Мария Ивановна.

  Исследовательская работа, начатая в младших классах, продолжается в среднем звене. Примером стала презентация работы учащихся 6-го класса Виктории Колосовой и Кристины Королевой (ученики М.И. Шкуратовой) «Красная книга на координатной плоскости», которая в 2008-2009 уч. году была отмечена дипломом фестиваля творческих и исследовательских работ «Портфолио» и опубликована на сайте фестиваля и в сборнике работ на CD. Это их первая печатная работа.

Далее была представлена презентация опыта работы Л.И. Борисовой «Исследовательская деятельность школьников во внеурочное время». Ее ученики большую часть занятий исследовательской деятельности проводят в природе, они умеют увидеть не только неблагополучие ее объектов, но и учатся помогать ей. Здесь задействованы все формы работы: плакаты, рисунки, творческие работы по итогам наблюдений, дети могут услышать жалобы от растений и животных. Начиная со второго класса, исследовательские программы ребята составляют сами...

               

От Барби — к куклам, в которые играли бабушки

 

Т. А. Баранова рассказала о проектно-исследовательской деятельности через систему дополнительного образования, и ее ученики представили презентацию, в которой прослеживается их увлеченность не только современными куклами, как Барби, исследования которой начались еще в третьем классе. А теперь они четвероклассники: и их уже интересует, как королева игрушек, кукла, претерпела изменения. Как в древней Руси делали кукол? Об этом поведали ученицы Татьяны Александровны: Лиза Федорова, Нелли Зайтер,  Катя Кушнарева. Их презентация никого не оставила равнодушными — столько сделано этими маленькими ручками, столько изучено материала: всем было интересно узнать, как в Древней Руси пользовались куклой-оберегом, как их изготовляли. А еще девочки узнали о русских матрешках, деревянных игрушках, которыми славился на Руси город Сергиев Посад... Они сами сшили перчаточные куклы — людей, животных, которые, как они заметили, очень понравились одноклассникам и родителям, и даже старшеклассникам.

                 Презентация их работы «Барби – кукла нашего времени» так увлекла Влада Акимова и Анастасию Кирлашову, что они решили также заняться исследовательской деятельностью. Сами подали идею учителю и руководителю кукольного кружка Светлане Федоровой и стали работать по теме: «Славянские куклы» или если проще — куклы, в которые играли наши бабушки. Как много они уже узнали и показали изготовленные ими тряпичные куклы, кукла-колокольчик, крестовушка, пеленушка о многом могут рассказать. Например, о том, что использовались они не только для игры, но и для специальных обрядов...

          Столько добрых слов было сказано присутствующими в адрес учителей и учеников. Отмечалась большая работа, проделанная коллективом педагогов и учеников, которая подтвердила, что проводится она не один год  и требует много времени. «Но она, согласитесь, доставляет радость, - сказала в заключение Н. Иванова, - когда мы видим увлеченных ею детей, видим плоды своего труда. Когда дети старших классов  говорят за это «спасибо», как недавно о себе рассказал наш выпускник Иван Груздев, что в институте он представляет исследовательские работы в форме больших стендовых проектов. А это дорогого стоит»

 Лариса Бурмистрова

 педагог дополнительного

 образования        

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".