МБОУ Коробовский лицей

Ветераны педагогического труда

 

Так зарождаются династии…

Известно, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Иначе просто не получится быть хорошим педагогом. Да, профессия не из легких, но есть такое понятие, как призвание…

За полтора столетия в Коробовской школе работали многие учителя. Одни, проработав несколько лет, уезжали, другие оставались…  Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Здесь и сейчас много тех, чьи родители работали учителями, а теперь находятся на заслуженном отдыхе.

Например, Людмила Ивановна Киселева учит детей более 20-ти лет, сначала – в поселке Радовицком, затем - в Коробовской школе:

-  Ее уроки истории  интересны, связаны с жизнью, отличаются глубоким содержанием.  Она всегда спокойная, очень домашняя.  Мы ее очень любим, - так  говорят о ней ученики.

А начиналось все с далеких 50-х…

Мама Людмилы, Клавдия Андреевна Шведова, еще до встречи с отцом уже работала учителем биологии и химии  в Воровской школе, а потом, будучи замужем, в  Мавринской, Волосунинской и Коробовской. О ней по-доброму вспоминают  ученики, которые учились у нее, а сейчас сами преподают в школе: «Умный, замечательный педагог. Внимательно и душевно относившаяся к детям, она оставила о себе добрую память». С уважением и любовью рассказывает об отце Людмила Ивановна.

Из воспоминаний дочери:

 -  Отец был светлым человеком. У него всегда были теплые руки, даже зимой на лыжах ездил без варежек. А ребята, накатавшись и замерзнув, всегда грели о его руки свои. 

                      Иван Андреевич Шведов родился в 1925 году в деревне Пронино Коробовского района в семье крестьянина-бедняка. Сначала учился в Мавринской начальной школе, а затем заканчивал семилетку в Пышлицкой школе. В годы войны работал колхозником. А в 1943 году был призван в ряды Советской Армии. Участвовал в Великой Отечественной войне в составе 181 автоматизированной части полка ПВО. И только в 1950-м году был уволен в запас из рядов Советской Армии и направлен в Коробовский РВК. Вот здесь и начинается его педагогическая карьера в качестве преподавателя физкультуры и трудового обучения в Мавринской школе, затем в Ланинской. Уже после войны он окончил Коломенский педагогический институт и, получив учительскую профессию, остался верен ей на всю жизнь.

Из воспоминаний дочери Людмилы:

- Родители всегда были на виду, жили правильно, открыто. Их любили и  уважали, потому что и они отвечали взаимностью.    Давно известно, как ты относишься к людям, так и к тебе они будут относиться. Вспоминаю Маврино, по-простому жили, интересно, хорошо… Вечерами ходили с колотушками, охраняя  деревни  от пожаров. Пели  русские песни, и  голоса разносились по всей округе: «Имел бы я златые горы..», «Пропел гудок заводской…». А какая самодеятельность была! Ставили  спектакли  коллективом педагогов и учеников, на которые, конечно же, приходили жители деревень. Родителям всегда присылались приглашения на свадьбы, проводы в армию, дни рождения… Выпускники постоянно писали письма…

Вот такой полной и насыщенной жизнью жило сельское учительство, а с ним и мы, дети, которых в нашей семье было трое, я самая младшая.

Из стихов Ивана Андреевича:

Журавлиная стая

В небе быстро летит.

Острый клин журавлиный

Млечный путь бороздит.

 

И крича, и курлыча,

Стая к югу пошла,

Напрямик, как обычно,

В небе компас нашла…

 

- Преподавал он физкультуру красиво, изящно, - вспоминает Анна Ивановна Родина, учитель математики лицея, сама прошедшая обучение физической подготовке и трудовому обучению у И.А. Шведова. – Он  любил природу и постоянно обращал наше внимание на красоту зимнего леса во время лыжных прогулок,  на летнее буйство красок во время спортивных пробежек. Вот это чувство восхищения жизнью он передавал и нам. Иван Андреевич относился к  физической культуре очень серьезно, так как считал ее панацеей от всех болезней.  Он был идеальным мужчиной.

Николай Иванович Коршунов, учитель математики и ОБЖ Коробовского лицея, рассказал о своем коллеге: «Иван Андреевич был  добродушным, открытым, хорошим, русским человеком. Дети тянулись к нему. Отзывчивая душа, он помогал во многом всем учителям Коробовской школы». 

Из воспоминаний дочери Людмилы:

- У него как-то получалось ладить с ребятами. В каждом из них он умел видеть не  просто ребенка, а человека, личность со всей своей душой и внутренним миром. Порой, непослушную, взбунтовавшуюся, но личность. И они ему платили тем же.

Он очень любил жизнь! И людей в этой жизни! Даже в пьянице он видел, прежде всего, человека, попавшего в беду. Но сам о помощи просил крайне редко. Отец был честным человеком, любил справедливость и не выносил подхалимства и вранья. Он никогда не предавал своих убеждений. Однажды вступив в ряды КПСС, отец не бросил партбилет на стол в трудные 90-е…

В жизни не всегда так бывает, что, достигая успехов в учительской профессии, состоишься еще и как воспитатель своих собственных детей. Напомним, что в семье Шведовых их было трое. Но и на этом поприще «…он был замечательным отцом, о котором можно только мечтать. Я не помню ни одной лекции-нотации. Он мог высказать свое мнение, дать совет, предоставляя выбор действовать тебе самому. Пусть верно или нет, но это решение было твое. Не было случая, чтобы отец взял в руки ремень. Он говорил, что у него не поднимается рука ударить ребенка…»

О войне Иван Андреевич Шведов не любил рассказывать, видно, трудно было ворошить в памяти те события. И только награды, бережно хранящиеся в семье, могут поведать о том, что пережито: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За взятие Кенигсберга», орден Отечественной войны, Знак отличия «Фронтовик 1941-1945»…

О выборе профессии Людмила не задумывалась, так как, единственное, что всегда было перед глазами, -  милые сердцу родители-учителя. Это работа такого рода, считает Людмила Ивановна, что о ней не забудешь никогда: стопки тетрадей, школьные проблемы, подготовка к урокам не дают покоя и дома.

- Вот и я, - продолжает она, - уже более 20-ти лет «сею разумное, доброе, вечное» в школе, где преподавали мои мама и папа. Профессиональная судьба моих родителей стала и моей судьбой. С большим желанием и любовью учу детей. А мои родители всегда  рядом со мной: в мыслях, памяти, поступках…

 

Лариса Бурмистрова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".